Меню

Описание картины Айвазовского "Американские суда у скалы Гибралтара"

Несколько лет назад самой дорогой картиной известного русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского было полотно "Американские суда у скалы Гибралтара", написанная маслом в 1873 году. Перед художественным зрителем закатное небо и разбушевавшееся море. Светло голубые волны вздымаются брызгами, поднимая на себе суда, переворачивая их.

Беспомощными перед лицом стихии выглядят люди в лодке в правом нижнем углу картины. Небо залито ярким оранжевым светом закатного солнца, вдалеке виднеются очертания скалы.

Айвазовский представляет художественному зрителю момент «кульминации» борьбы американских судов и стихии. Он передает ощущение на грани жизни и смерти с помощью яркого, почти неестественного цвета неба. Море художник на этой картине не делает страшным и беспощадным чудовищем. В его изображении нет темных плотных оттенков, наоборот, Айвазовский выбирает светло-голубой цвет. Вода выглядит легкой и прозрачной, совсем неопасной. За кораблями виднеется розоватый силуэт скалы Гибралтара. Горизонт не представляет собой четкую линию, разделяющую небо и море, он размыт, это место, где две совершенно разные (что выражено в совершенно разных цветах) стихии, сливаются, переходят одна в другую.

Три судна выстроены по отношению друг к другу в форме треугольника. Такое расположение объектов на картине создает впечатление воронки, которая вот-вот поглотить корабли и лодку.

Интересно, что эту картину Иван Айвазовский писал не с натуры, а по памяти, спустя тридцать лет после того, как произошли изображенные события. Он был их свидетелем. Но на полотне художник старается не документально зафиксировать увиденный три десятка лет назад эпизод, а передать эмоцию, испытанную в тот момент. Больше всего внимания художник придает переливам света, неоднородности закатного неба. Полотно "Американские суда у скалы Гибралтара" является ярким примером, иллюстрирующим творческие особенности великого мариниста. Главным Айвазовский считал изображение природных случайностей. Он говорил (и, в общем-то, сложно оспорить его слова), что невозможно написать с натуры такие природные явления, как грозу, порыв ветра или всплеск волны. По его мнению, художник должен запоминать их и, воспроизводя, располагать на холсте случайно, как диктует ему чувство. Важно, что метод работы Ивана Айвазовского предсказывает течение в живописи, которое появится на несколько лет позже и получит название импрессионизм.