На картине, написанной в 1887 году художником-маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским, изображен накренившийся под натиском разбушевавшихся волн корабль. На ветру трепещет флаг, за ненужностью спущены паруса, что передает обреченное настроение пассажиров судна. Слева от него — спасательная шлюпка, полная людей, которые спешат покинут тонущий корабль. Судно окружено заостренными волнами, о которые, кажется, можно порезаться, а вода вокруг корабля — черная.
На полотне присутствуют и живые представители природы — три чайки, летящие то ли от, то ли к кораблю. Людей и птиц художник изображает схематично, лишь обозначая основные черты, в отношении людей — силуэты. Легко различим раскрас крыльев чаек, но направление их полета определить трудно. Видны плечи и головы пассажиров, даже при внимательном рассмотрении цвета их одежды, но лиц не видно совсем. Из той информации, которую предоставляет Айвазовский художественному зрителю, сложно составить полную историю происходящего. Кто эти люди? Может, обычные моряки, занимающиеся ловлей рыбы, а может, путешественники-первооткрыватели.
Сюжет картины заключен не в человеческие судьбы. Во время внимательного анализа картины приходит осознание того, что корабль, занимающий, как кажется с первого взгляда, центральное место на полотне (это также подтверждает название), на самом деле является частью фона, в то время как на первом плане расположена подробно прописанная, полная энергии и жизни, голубая волна. Она светится своей прозрачностью и поражает оттенком голубого, ярко контрастирует с мутноватой зеленой водой в глубине картины. Для Айвазовского море — что-то игривое, неуловимое и, несмотря на свою разрушающую силу, беспорочное. В том, как по-разному художник изображает море, выражается его любовь к нему, любовь к любым проявлениям стихии. Он старательно вырисовывает и белоснежные прожилки голубой волны на переднем плане, и не забывает о мутных линиях темно-зеленого моря. Горизонт на полотне очень неспокойный; он сливается с небом, переходит в облака, делая море и небо единой субстанцией.
Кажется, будто все силы природы объединились против одинокого корабля: страшное небо, опасные волны, и, кажется, даже чайки насмехаются над его несчастьем. Корабль преклоняется перед стихией и печально, словно белым флагом, «машет» обрывком паруса. Художник, изображая море на пике стихии, восхищается его силой и необузданностью.