Наполеон на острове Святой Елены – одна из картин Айвазовского с ярко выраженным лирическим героем. При этом, как и на всех остальных работах, художник в первую очередь подмечает, насколько же человек слаб перед безумной стихией. Написана картина была в 1897 году, как раз в юбилей похода Наполеона на Россию. В то время никто уже не воспринимал образ великого военачальника как запретную тему. В умах гражданского общества он был романтической фигурой.
История создания
В честь восьмидесятипятилетия похода Наполеона, конфликт с Российской Империей ненадолго сошел на нет. Сменились люди, которые запрещали Айвазовскому выставляться в отечественных музеях. Да и запрет уже выполнялся малым количеством людей. Скорее, выставка работ мастера несла определенные риски. Но не могла повлиять на конечное решение, показывать ли работы Айвазовского, или же, нет.
Так что, сам автор не получал официальный заказ из рук властей. Но был уведомлен, что если такая работа будет создана, то ему тут же окажут всяческую поддержку, позволив даже собрать тематическую выставку по своему усмотрению. Так что, недолго думая, художник садиться за работу.
Стиль написания
Картина писалась шесть месяцев, и за все это время, Айвазовский старался вернуться к своему старому стилю. Если анализировать картину с перспективой на цвет, то на первый план снова вернулись яркие оттенки. Теплая палитра цветов превалирует над нейтральной, разбавляя окружающий пейзаж с помощью световых переходов.
Писалась работа в три этапа. На первом месте скала с фигурой Наполеона, которая специально выполнена размыто. Перспектива показана таким образом, что великий воин выставлен всего лишь как крошечная песчинка, без детализации.
Вторым этапом стало бушующее море, и волна, что вздымается над скалой. При этом, волна выполнена темнее чем море, дабы показать, какой рок висит над лирическим героем в данный момент.
Третьим этапом стало создание маленького уголка неба, на котором видны солнечные лучи. Выполнено оно намного светлее, чем остальные части картины. Но и отведен ему всего лишь маленький кусок полотна. После работа лакировалась, и ненужные куски масла размазывались по основной плоскости.
СЮЖЕТ
Картина показывает великого диктатора Европы, что по воле судьбы снова ушел на второй план. Теперь он безвольный узник, собирающийся на новую волну.