Не часто на картинах великого русского художника-мариниста и баталиста Ивана Константиновича Айвазовского можно встретить человеческие фигуры. Полотно «Смотр Черноморского флота в 1849 году» — исключение. Большее пространство картины занимает море и корабли, но в правом нижнем углу мы отчетливо видим детально прорисованные фигуры императора Николая I, адмиралов и офицеров. Картина выполнена маслом. Интересно, что Айвазовский сам был свидетелем смотра 1849 года. Видимо, парад произвел на него, как человека с острым художественным восприятием реальности, настолько сильное впечатление, что он решил посвятить этим событиям картину спустя целых тридцать семь лет.
Судна, одно за другим, шествуют перед императором. Море под ними гладкое и спокойное. Корабли напоминают титанов, покоривших морскую стихию. Айвазовский создает диагональную композицию картины, пользуясь также приемом перспективы.
Судьба этих кораблей — затонуть через четыре года в ходе Синопского сражения. Осознание того факта, что эти гиганты, которые, казалось бы, подчинили себе пучину морскую, совсем скоро станут ее жертвами, добавляет полотну трагичности. Лирично вздымает вверх стайка чаек, клубятся на небе желтоватые облака.
Соединяя в картине и море, и классический сюжет исторического жанра (смотр войск) и изображая эпизод из своей жизни, Иван Айвазовский выходит на новый, особый уровень рефлексии. Художественному зрителю открывается интересная тема для размышлений. Художник, изображая величие кораблей во время парада (расправленные, словно крылья птиц, паруса, «поднятые» вверх бушприты), кораблей, которым суждено через совсем небольшое количество времени сгинуть, унеся с собой несколько десятков жизней, показывает, насколько непостоянен и хрупок на самом деле мир вокруг нас. Даже то, что кажется сильнейшим и несокрушимым, совсем скоро может исчезнуть с лица земли, будто и никогда не существовало. И не важно, что это — величественные корабли, любимый народом император. Единственное, что действительно является для художника вечным и несокрушимым — это стихия, море, небо. Возможно, именно для того, чтобы показать хрупкость человека в сравнении со стихией, он посвящает картину великим созданиям человеческих рук — кораблям. Осознание их хрупкости дает осознание того, насколько же тогда хрупк человек перед силой стихии.