Созданная в 1889 году картина русского художника Ивана Константиновича Айвазовского «Сошествие Ноя с горы Арарат» достаточно необычна для его творчества. В первую очередь, Айвазовский известен, как художник-маринист и баталист..
На этой картине Иван Константинович изображает библейский сюжет. Перед художественным зрителем предстает вдалеке величественная гора Арарат и множество путников. Сюжет выполнен в нежных, пастельных тонах. Айвазовский на этом полотне не уделяет большого внимания деталям. Сложно разобрать черты лиц людей. Их одежды сплетаются в единую цветную субстанцию. За людьми идут животные, которых удалось спасти. Конца каравану жизни не видно. Ной предстает седым стариком с копной волос и большой бородой. Голова старика задумчиво обращена к земле. Рядом с ним идет, скорее всего сын, который вопросительно смотрит на Ноя. Кто знает, может, это — Хам, который в дальнейшем поссорится с отцом. Фигура Ноя занимает почти центральное положение на картине.
Эпизод, изображенный художником на полотне, принадлежит к Ветхому Завету. В нем говорится о том, как Ной после Всемирного потопа возвращается на землю. Вместе с ним идут члены его семьи и животные. Впервые картина увидела свет в Париже. Сейчас она является частью коллекции Национальной Галереи Армении.
Полноправным героем картины является гора Арарат. Она — полноправный участник действия. Айвазовский пишет её в тумане, серо-сиреневыми оттенками, окружая желтым цветом. Величественно возвышается гора над людьми и животными. Она вызывает чувство спокойствия и доверия. Природа, изображенная художником на этом полотне, выглядит умиротворенно. Она очищена и теперь спокойна, готова принять новых, по-настоящему заслуживших существование людей и животных.
Мотив новой жизни выражен художником в оттенках, которые он использовал при написании картины. На полотне преобладают светлые нежные цвета: желтый, светло-зеленый, сиреневый, бежевый, голубой.
Размытый горизонт, туманные цвета — кажется, будто Айвазовский стремился изобразить сон, ощущение раннего утра, восприятие мира человеком вот-вот проснувшегося от глубокого сна. Художник отказывается от реалистичного изображения, полностью обращаясь к романтической эстетики. Небо написано по-особенному, расположение облаков напоминает узоры, которые случайно получаются при создании фрески — размытость, шероховатость