Ярким примером работ условно раннего периода творчества художника Ивана Константиновича Айвазовского является картина «Черное море ночью», написанная в 1879 году. При создании картины были использованы масляные краски, которые известны своей способностью передачи фактуры. Поэтому, чтобы насладиться картиной в полной мере, лучше посетить Одесский художественный музей и насладится ей в живую.
На полотне преобладают черные оттенки и множество полутонов, когда светлые краски — только блики на водной глади, отражение огромной луны, словно хмуро наблюдающей за жизнью моря. Где-то вдали виднеется силуэт корабля, паруса которого сливаются с небом.
Айвазовский изображает бездонную пустоту, которая поглощает художественного зрителя, используя совсем небольшую цветовую палитру: черный, белый и несколько оттенков синего и зеленого. Художник экспериментирует с изображением и делает в этом эксперименте интересное открытие. По факту, он пишет черным по черному, но при этом в одних местах темнота засасывает зрителя, а в других, например на воде, преломляется и искрится.
Данный пейзаж известнейшего русского художника-мариниста предвещает и импрессионистов, и даже супрематистов. Айвазовский «открывает» энергию цвета и его самодостаточность, осознает, что, возможно, в картине важнее всего не сюжет и композиция, а сам цвет способен быть носителем эмоции и транслировать её к зрителю.
От пейзажа веет ночной прохладой и солью, спокойствием и тишиной. За счет черного цвета пространство полотна кажется бесконечным, что передает чувство от восприятия морского горизонта в жизни, когда буквально «не хватает глаз», чтобы охватить пейзаж.
На картине изображено море не в период затишья, но, несмотря на это, от картины веет умиротворением. Черная страшная бездна на полотне — это небо, в то время как море выглядит надежным и спокойным. Художник выбирает вертикальную ориентацию картины, а большую часть пространства полотна занимает небо. Используя контрастные оттенки при написании неба (луна — почти белая, когда само небо — темно-синие, близко к черному), Айвазовский добивается свечения луны. Когда после внимательного и подробного рассмотрения морской глади, затем темного неба и облаков, обращаешь свой взгляд на луну, она будто бы слепит глаза. Полотно Ивана Айвазовского показывает, насколько окружающий мир загадочен и сложен для осознания человеком и, возможно, его можно понять только имперически, через цвет и свет.