Стили
Для написания полотен живописцы используют различные техники и приемы, способы передачи света и цветовое наполнение, расположение объектов для определенного визуального восприятия. Совокупность художественных средств в конечном итоге определяет стиль работы. Разнообразие живописных стилей поистине огромно! Многие художники при создании картин одновременно используют несколько стилей, которые перемешиваются и взаимодействуют, создавая особый характер изображения. Однако можно выделить несколько «чистых» стилей классического направления.
ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ
Для наглядности последовательно пройдемся по стилям живописи в разрезе временного пласта:
- • Романский стиль — 11-12 вв., наиболее ярко проявился в Западной Европе, основная тема исполнения — грозный и всемогущий бог, отличительные черты стиля — искажение реальных пропорций, использование декоративного жанра в сочетании с абстракцией;
- • Готика — 13-середина 14 в., распространена в Европе. Готическая живопись предполагает более точное изображение натуры, использование богатой цветовой палитры, усложнение сюжета;
- • Ренессанс — вторая половина 14-16вв., ознаменовался отказом от условностей в пользу естественности и натуралистичности изображений. Впервые художники Возрождения стали создавать на холсте объемные композиции и сочетать в одной работе несколько жанров;
- • Маньеризм — в противоположность одухотворенности и гармонии стиля ренессанса представители маньеризма создавали претенциозные, пафосные иллюстрации с броскими формами, напряженными позами, изломанными линиями;
- • Барокко — развитие стиль получил в 17-18 вв., характеризовался цветистостью и пышностью, динамичностью сцен, сложностью сюжета. Самыми яркими представителями данного направления в живописи стали Рубенс и Микеланджело;
- • Рококо — зародился во Франции в середине 18 в., идейная основа — утонченность, изысканность и меланхоличное изящество, стремление к «пастушеской» идиллии;
- • Классицизм — эстетическое направление середины 18-19 вв. Взяв за основу «золотой век» античности, художники воплотили в своих произведениях идеи вечности, совершенства мироздания, стройности линий и строгости композиций. Классицизм предполагает четкое разделение жанров и недопущение их смешения. Поздним его проявлением стал «имперский» стиль ампир. Параллельно развивался романтизм , как направление, остро противоположное классицизму. Романисты в основе своего творчества заложили стремление к одухотворенности и прославлению силы духа, игру воображения, борьбу с тусклой повседневностью и застывшим классическим совершенством. В то же время отдельной ветвью изобразительного искусства стал примитивизм — особый почерк художников 19 века, профессионально стилизующих свои работы под упрощенные простые формы, напоминающие детские или первобытные рисунки.
РАЗВИТИЕ СТИЛЕЙ ЖИВОПИСИ В 19-20 ВЕКАХ
В конце 19 — начале 20 века мастера заняли новую эстетическую позицию. Своей задачей они поставили объективное изображение реальности без эмоциональной окраски, преувеличений и излишеств. Стиль получил название реализма . В свою очередь абстракционисты полностью отказались от фиксации действительности, стараясь достичь гармонии с помощью сочетания геометрических форм, прямых линий и беспорядочных мазков, использования особого цветового решения для ассоциативного восприятия картины. Проявлением абстракционизма стал кубизм — модернистское направление, яркими примерами которого стали ранние работы Пикассо .
В начале 20 века бурное развитие получили сразу несколько стилей в искусстве, в частности в живописи:
- импрессионизм — при написании картин использовалась характерная техника мелких мазков, отказ от смешения красок для усиления контрастности, прием расщепления солнечного луча на составляющие. Главные представители — Мане, Ренуар, Дега;
- • экспрессионизм — представители данного стиля старались с помощью неправильных линий, искривленных форм, резких мазков и кричащего колорита передать окружающим свое эмоциональное состояние;
- • модернизм — эпатажный и шокирующий стиль, главной задачей которого было не оставить зрителя равнодушным;
- • поп-арт — «буржуазное» направление, использовавшее ироническое изображение обыденности, банальных вещей. Самый известный представитель стиля — Ричард Гамильтон;
- • символизм — характеризовался недосказанностью и налетом таинственности. Такое впечатление складывалось благодаря использованию при написании картин символов и загадочных знаков, намеков. Продолжателями символизма стали сюрреалисты , создавшие в своих работах атмосферу истерии и галлюцинаций, сильно действующих на подсознание. Выдающимся сюрреалистом был Пикассо.
Современным бунтарским стилем в искусстве стал андеграунд, идейным лозунгом которого стало отвержение традиционных моральных и этических норм, пропаганда сексуальности, так называемой свободы от «тисков общества», атеизма и маргинальности.