Импрессионизм в живописи – многогранное явление, которое все время преподносится со стороны как явление истинной формы цвета и тени. Но на самом деле, направление отличает совершенно иными техниками, и совершенно иными именами. Сделавшими данный вид изобразительного искусства ключевым для двадцатого века.
Весной 1874 года во Франции была открыта первая выставка Анонимного общества художников, граверов, скульпторов и пр. Вскоре художников этого общества станут называть Импрессионистами, они совершат огромный прорыв в искусстве и даже будут считаться классиками.
Но на момент выставки работы мастеров общества н нашли отклика у широкой публики, так как техника написания противоречила всем основам академизма. Их не допускали в Салон, единственное место где могли на тот момент выставляться и продаваться художники. Так как приверженцев импрессионизма становилось все больше и больше был организован «Салон отверженных» при поддержке императора Наполеона III.
Новое направление не представляло собой чего-то единого, мастеров объединяло нежелание творить в устаревшей манере точных линий и гладких полотен и соответствовать требованиям академического жюри.
Импрессионисты стремились показать окружающий мир таким какой он есть, передать его подвижность, вырвать момент из жизни. Художники этого течения начинают писать на пленэре, без эскизов и проработки деталей, работа над цветами и нанесением мазков, которые придают подвижности работам. Экспериментируют с цветом и полутонами, создавая эффект светотени. Многие из импрессионистов отказываются от использования черного и прорисовки контуров.
Само название данного течения появилось благодаря названию картины одного самых влиятельных его представителей Клод Моне «Впечатление. Восход солнца.» Impression c французского переводится как впечатление. Свое название импрессионисты поучили в шутку от журналиста, который после посещения выставки написал высмеивающий фельетон о ней.
Таких выставок в последующем было еще восемь, и все производили большой резонанс в обществе. Последняя прошла 1886 году. За двенадцать лет которые просуществовало данное направление был совершен прорыв в искусстве из импрессионизма вытекли другие стили, такие как неоимпрессионизм, постимпрессионизм, фовизм. Художники, которые оставили неизгладимое впечатление и сделали огромный вклад в развитие искусства. Среди них можно выделить Клода Моне(«Стога сена», Эдгара Дега («Абсент»), Пьера Огюста Ренуара («Пруд с кувшинками»), Эдуарда Мане («Завтрак на траве», Камилла Писсарро («Жатва близ Монфуко») и многих других
Стоит выделить несколько стран, где импрессионизм имел большее влияние:
РОСИИЯ
Импрессионизм в России был связан с фактическим переосмыслением роли обычного человека. В результате на нет сошли прежние догмы, что художники старательно доносили до зрителя.
Ушел воздушный настрой. Теперь пришла пора считать деньги. В стране начались серьезные проблемы с экономикой. Общество изменилось, решив полностью сосредоточиться на поиске денег. Художники первые ощутили такие перемены. Государство решило перестать спонсировать их проекты, отправив многих в свободное плавание.
Теперь призвание стало работой. Художники самоучки вышли на первое место. Продать картины им удавалось лучше, так как умы понимали конечного потребителя. Расцвет импрессионизма в России связан с обычным желанием заработать денег. Материальная культура сопровождает данный жанр до конца его правления.
Стоит выделить следующие имена, которые стали властвовать в данном жанре. Константин Коровин, и Валентин Серов. Два известных художника, каждый из которых, придерживался своей идеологии.
Коровин старался придать жанру легкий оттенок этюдности. Нужно было показать, в каких условиях человек задумываться о личном богатстве. Известная картина, отражающая личную мораль художника – «В лодке». Написана мягкими цветами, шпатель обрабатывал тонкие углы лица главных персонажей.
Картина покрыта сверху тонким слоем акрила, дабы цвета держались поверх. Работа была тепло принята критиками, которые после нарекли Коровина «Русским Моне».
Серов же хотел показать потерянную личность, что обитает в рамках материализма. Он никогда не любил деньги, но нужда заставит вас полюбить финансы, если вы не хотите. Стоит отметить сразу несколько работ художника.
Известная картина «Девочка с персиком», в котором автор старался донести нужду, так как он видит ее сам. Картина «Пруд в Абрамцево» относится именно к импрессионизму, хотя и является пейзажем. Автору удавалось добавить финальному произведению два штриха, чтобы работа принимала тут же форму иного значения.
АНГЛИЯ
Импрессионизм в Англии складывался вместе с переменой в обществе. Начались волнения снизу, так как люди захотели собственные права в многих аспектах социального строя. Искусство, особенно изобразительное, начало быть жизнью простого человека, так как рабочим хотелось потреблять знания, а не абстрагироваться от них.
При этом, импрессионизм во всех странах, кроме России, не прожил долго. Так уж вышло, что уже первая волна художников поняла, насколько бедны их инструменты донесения конечных мыслей. Мимикрировать под другие стили было нереально. Оставалось только существовать в заданной парадигме, подчиняясь ей.
Стоит выделить следующие известные имена английских импрессионистов. Эдвард Сигоу, Кларк Познани. При этом, оба мужчины были одной школы мастеров.
Разница только в том, что работы Сигоу даже сейчас все еще продаются с лотков, когда как Познани ушел в неизвестность. Сигоу имел следующие запоминающиеся работы – «Венеция под дождем», «Сеновал около пляжа в Вирбухте», «Детвора на площади Святого Марка». Все работы изображали массив города, и сам автор видел импрессионизм именно так.
ФРАНЦИЯ
В апреле 1874 года несколько молодых дарований пошли вразрез с официальной школой живописи Сорбонны. Идея была одна – перестать следовать старым форматам написания картин, и перестать считать, что весь мир можно смотреть только под одним углом. Нужно было изначально поменять свое мировоззрение, дабы после показать людям, что именно можно достичь, если заниматься только их проблемами.
В основном художники даже изменили финальный стиль. Раньше работы были обрисованы, действовало немое правило «Ста двадцати касательных мазков». Теперь использовались совершенно иные формы, и совершенно другие критерии. Акцент делался на скорости написания, а не на его качестве.
Неаккуратные линии, отсутствие обработки картинки стали козырем ранней школы импрессионистов. Авторы старались передать биение жизни, и по их логике, жизнь не может существовать в отдельных структурах. Она либо есть на холсте, либо ее нет.
Стоит выделить следующие имена, известные и по сей день. Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Камиль Писсарро. Эти мастодонты новой художественной школы теперь продаются по всему миру. И многие действительно не понимают, почему.
Клод Моне рисовал только короткие наброски. Художник старался показать миг жизни, поймать его в свой объектив. Для него было важно узреть корень проблемы, а уже потом рассказать о ней всему миру. Из ключевых работ стоит отметить – «Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда», «Фестиваль в Париже».
Прибытие поезда имеет минимальную прорисовку. Образы неясные, размытые. Картина писалась всего за месяц, что по старым меркам – крайне маленький срок. Первая выставленная на большой рынок работа, которая тут же снискала всемирную славу. Правда, критики до последнего старались опустить творца, так как импрессионизм не нравился никому из их брата.
Пьер Ренуар написал такие работы, как – «Завтрак Гребцов», «Зонтики», «Ложа». Его цель была изобразить людей, которые и представляют, по его мнению, миг как данность факторов. Работы обрисованы, каждая занимала на стадии прорисовки около двух месяцев. Использовалась боковая кисточка, и глянцевые подборки, которые позволяли обводить одну сторону картины, не пачкая противоположную.
Камиль Писсаро написал такие работы, как – «Бульвар Карла Бринелли», «Проспект Сент Жерман». Автор старался показать жизнь сверху, и на создание работ у него уходило около полу года. Именно по этой причине юноша и был исключен из кружка.