Описание картины Айвазовского «Ночь на Чёрном море»
Меню

Описание картины Айвазовского «Ночь на Чёрном море»

Ярким примером работ условно раннего периода творчества художника Ивана Константиновича Айвазовского является картина «Черное море ночью», написанная в 1879 году. При создании картины были использованы масляные краски, которые известны своей способностью передачи фактуры. Поэтому, чтобы насладиться картиной в полной мере, лучше посетить Одесский художественный музей и насладится ей в живую.

На полотне преобладают черные оттенки и множество полутонов, когда светлые краски — только блики на водной глади, отражение огромной луны, словно хмуро наблюдающей за жизнью моря. Где-то вдали виднеется силуэт корабля, паруса которого сливаются с небом.

Айвазовский изображает бездонную пустоту, которая поглощает художественного зрителя, используя совсем небольшую цветовую палитру: черный, белый и несколько оттенков синего и зеленого. Художник экспериментирует с изображением и делает в этом эксперименте интересное открытие. По факту, он пишет черным по черному, но при этом в одних местах темнота засасывает зрителя, а в других, например на воде, преломляется и искрится.

««Ночь на Чёрном море»»

Данный пейзаж известнейшего русского художника-мариниста предвещает и импрессионистов, и даже супрематистов. Айвазовский «открывает» энергию цвета и его самодостаточность, осознает, что, возможно, в картине важнее всего не сюжет и композиция, а сам цвет способен быть носителем эмоции и транслировать её к зрителю.

От пейзажа веет ночной прохладой и солью, спокойствием и тишиной. За счет черного цвета пространство полотна кажется бесконечным, что передает чувство от восприятия морского горизонта в жизни, когда буквально "не хватает глаз", чтобы охватить пейзаж.

На картине изображено море не в период затишья, но, несмотря на это, от картины веет умиротворением. Черная страшная бездна на полотне — это небо, в то время как море выглядит надежным и спокойным. Художник выбирает вертикальную ориентацию картины, а большую часть пространства полотна занимает небо. Используя контрастные оттенки при написании неба (луна - почти белая, когда само небо - темно-синие, близко к черному), Айвазовский добивается свечения луны. Когда после внимательного и подробного рассмотрения морской глади, затем темного неба и облаков, обращаешь свой взгляд на луну, она будто бы слепит глаза. Полотно Ивана Айвазовского показывает, насколько окружающий мир загадочен и сложен для осознания человеком и, возможно, его можно понять только имперически, через цвет и свет.