Искусство XX века — переломный кризисный период развития. Здесь происходит умирание старого и развитие нового. Они не сменяют друг друга последовательно, а существуют, пересекаясь: аллегоризм выступает как тип художественного мышления, новые идеи выражаются старыми формами. Искусство теряет твердую почву и получает новый вектор развития. Он несет в себе новаторское отношение к идее, формам, предназначению. В этот период на небосклоне искусства зажигается новая звезда будущего гения — Пабло Пикассо.
Ему посчастливилось родиться в семье художника-живописца в небольшом испанском городке Малага. Наделенный от рождения талантом, Пабло с ранних лет проявлял интерес к живописи, отец доверял ему писать не большие фрагменты картин. Вскоре он превзошел своего отца.
Становление Пикассо как художника начинается с обучения в школе искусств на севере Испании, куда отца перевели преподавателем. Затем была Барселонская школа изящных искусств. Приемная комиссия отказалась допустить 14 летнего подростка до экзаменов, посчитав слишком юным. Только вмешательство отца смогло исправить ситуацию. В этот период Пабло начинает подписать ученические работы фамилией своей матери «Пикассо».
Через 2 года покинув Барселону, отправляется в Мадрид на обучение в Королевской академии Сан-Фернандо. Учеба не привлекает юношу. Все время он проводит в Прадо, изучая музейные коллекции. В этом занятии Пикассо видит больше пользы для своего развития, чем постижение классических канонов рисования и живописи в академии.
Пикассо продолжает искать себя. 1898 год ознаменован его возвращением. В Барселоне он становится членом художественного общества. Два года спустя в богемном кафе проходят две выставки его работ. В этом городе Пикассо встречает Карлоса Касахемаса, художника и будущего друга. С ним уезжает на Всемирную Парижскую выставку. Где он детально знакомится с творчеством импрессионистов.
Начало нового века принесло Пабло Пикассо много трудностей и душевых переживаний. Глубочайшим потрясением для молодого художника стало самоубийство друга. В Пикассо, вдруг что-то перевернулось. Чтобы выплеснуть всю душевную боль, он пишет картины, в которых превалируют синие и серые цвета. Позже этот период назовут «Голубым».
Картины этого периода раскрывают душевное состояние художника, его подавленное настроение. В своих полотнах он разворачивает тему человеческих страданий. Героями его произведений становятся нищие, проститутки, алкоголики, бедные отчаявшиеся люди.
Меняется стиль мастера. Исчезает перспектива, изображения становятся угловатыми, появляется черная контурная линия. Пикассо не искал новых форм. Он стремился выразить в своих работах то, что переживал. Этому его научила мать. Перед сном она рассказывала ему сказочные истории собственного сочинения. Сказки передавали эмоциональные впечатления, полученные в течение дня.
С переездом в Париж (1904), настроение мастера меняется. Цирк Медрано у подножья Монмартского холма, артисты давали Пабло положительные эмоции. Большинство работ «Розового» периода посвящено цирковым будням, репетициям артистов. Палитра цветов остается сдержанной, по-прежнему присутствует синий цвет, черный контур, все это нивелируется охристыми, розовыми и бело-серыми оттенками. Имя Пабло Пикассо становится известным в кругах любителей живописи и меценатов.
Скандально известным художник становится после написания картины «Авиньонские девушки». Где в стремлении передать эмоции автор отказывается от натурного изображения объектов. Подвергает их сознательной деформации, делает фигуры девушек угловатыми с лицами, похожими на африканские маски. Публика встретила творение Пикассо неодобрительной критикой. Но художник продолжает экспериментировать в этом направлении. Позднее совместно с Жоржем Браком — французским художником, открывают миру искусства принципиально новое направление — кубизм . Отрицательный пиар сделал свое дело. Пикассо стал покупаться. Началась полоса финансового благополучия.
В пору популярности (1917) художника-живописца приглашает Сергей Дягилев. Предлагает ему заняться эскизами для сценических декорации и костюмов. В планах Дягилева была постановка сюрреалистического балета «Парад». Первое представление сопроводил грандиозный скандал. После которого Пикассо увеличил рейтинг своей популярности. У Дягилева он встречает первую жену – русскую балерину Ольгу Хохлову. Удачная женитьба, признание общества, полная достатка жизнь возвращают его к реализму. Но ненадолго. Позднее в творчестве Пикассо появится сюрреализм (1925). В 30-е годы начинает работать как скульптор. В годы Второй мировой войны выступает против фашистского геноцида. Своими работами пытается докричаться до агрессоров, защитить жизни людей. После войны популярность Пикассо набирает обороты. Он снискал мировую известность как:
Известность принесла ему миллионную прибыль, но не изменила жизненных убеждений. Пикассо взорвал художественное сообщество неоднозначностью воплощения идеи на холсте. Его работы полностью отвергали каноны классической живописи, он писал, как чувствовал, пытался передавать эмоциональное состояние души. Единственной любовью и целью всей его жизни было искусство. В нем он был по-настоящему счастлив.