Портрет – жанр живописи, целью которого является прямое сохранение пропорций лица, и их дальнейшего переноса на холст. Основная задача – сохранить образ конкретного взятого человека, или конкретной группы людей. На Руси такие картины называли «парсунами» от латинского слова persona, означающего «личность». Современный термин происходит от старофранцузского слова portrait, которое можно трактовать как «точь-в-точь».

Создание жанра

Портреты появились еще в древности, когда только сформировалась наскальная живопись. Правда, в то время, не существовало классического разделения на стилистические особенности разных школ, а значит, многие люди могли без труда выбрать себе определенный набор критериев, и рисовать именно по ним. Портрет как раз относится к тому промежутку, и именно с него начинается прямой отсчет этого вида искусства.

Портретом считается набор конкретных законов, без которых, жанр не может существовать в принципе. Во-первых, основная задача нарисовать антропоморфные формы лица индивида. Если потрет напоминает другое существо, но не человека, это называется мистификацией, или же, сюрреализмом. Портрет может существовать только в классическом стиле, и все остальное, переосмысление, но не фактического продолжение образа.

Во-вторых, портрет должен иметь конкретную трехцветную гамму. Как правило, превалируют холодные цвета. Но иногда, из этого правила бывают фактические исключения.

Средний период

Во время средневековья, портреты высокого ценились обществом. Так портрет стал писаться иначе, и жанр эволюционировал. На первое место вышло фактическое желание запечатлеть роскошь человека, с которого портрет и писался. Лицо рисовалось за пару часов, художник сидел напротив модели. После, вся остальная часть картины могла быть закончена в любой промежуток времени, и именно поэтому старались выделить, детализировать формы одежды, и украшения из драгоценных камней на них.

Настоящее время

Сейчас, при создании фотографии, и ее большом развитии в современном мире, фотография как искусство переняло фактические жанры художников. Потрет потерпел изменения, и стал выглядеть как стандартное селфи. Картины вышли из моды, и даже сама форма написания работ изменилась. Так как в основу всех заказов сейчас лежит скорость их выполнения, убранство портрета деградировало до нескольких удобных форм. Фотография же принимается вместо написанных от руки портретов, и селфи считается на данном этапе идеальной формой, правда, без практического содержания.

Портрет в искусстве России

Ранний период

Собственно портрет в искусстве России зародился лишь на границе семнадцатого и восемнадцатого веков. До этого были изображения в средневековом стиле, когда индивидуальность отходила на второй план.

Основу раннего периода русской живописи составляют иконы. Именно такие произведения просуществовали вплоть до семнадцатого столетия.

Но изменения начались еще в поздний период Киевской Руси. До наших дней дошли подобия групповых портретов семьи Святослава, дочерей Ярослава Мудрого. Также есть несколько примеров рисунков с некоторой индивидуальностью, например, Ярослав Всеволодович с храмом в руке. Так он был вознагражден за пожертвование на строительные работы.

Первые попытки отхода от канонического и церковного письма в сторону светской живописи произошли во время правления Ивана Грозного. Мы видим его изображения в некоторых книгах. Такой шаг был сделан исключительно благодаря Стоглавому собору, который постановил и узаконил отражение царей, князей и народа на иконах.

Парсуна

В семнадцатом веке продолжает совершенствоваться живопись. Мы видим, что портрет в искусстве России приобретает все более индивидуальные черты. Появляется такой жанр, как «парсуна». Это искаженное слово «персона».

Постепенно происходит отход от церковной догмы, заимствуются технологии из Европы. Так, с территории Речи Посполитой приходит «сарматский портрет», жанр изображения шляхтичей.

Кроме этого, в Московское царство приезжают живописцы из стран Западной Европы, чтобы обучать местных художников. Создаются «титулярники» (специальные книги, в которых изображались примерные портреты европейских правителей).

Ярослав Всеволодович. Миниатюра из Царского титулярника

Петровская эпоха

Собственно «портрет» в искусстве России появляется только во время правления Петра Первого. Именно этот период стал переломным в жизни страны. Искусство отразило веяние новых тенденций.

У портретов появляется объемность и глубина, художники осваивают перспективу. Рождается понимание игры света и тени, начинаются эксперименты с цветами на полотне. Также происходит окончательное разделение церковного и светского искусства.

Теперь живопись разделяется на три течения – архаизирующая, россика и отечественная школа.

Первой присущ переход от «парсуны» к станковой живописи. Вторая представлена работами иностранных мастеров в России. Отечественная же школа выразилась в произведениях Никитина, Антропова, Матвеева и Аргунова.

Портрет Канцлера Головкина. Иван Никитин

Примечательно, что русские художники этого периода сначала осваивали, так сказать «догоняли», европейцев. Но через несколько лет уже появляются работы полностью самостоятельные, со своим видением. То есть начинается развитие местных центров живописи мирового уровня.

 

Конец XVIII века

Постепенно портрет в русском искусстве становится достоянием средних слоев общества. Если до середины восемнадцатого века изображались только знатные лица, приближенные к царской семье, то теперь появляются портреты не только дворян и помещиков, но даже нескольких крестьян. Последнее, в частности, имело место исключительно благодаря просветительским идеям в обществе.

В пятидесятых и шестидесятых годах восемнадцатого века особый тон задавали портреты императрицы Елизаветы Петровны. Многие дворянские семьи заказывали себе полотна, похожие на этот образец.

Также важным исследователи видят самостоятельный путь отечественных мастеров. Они выражали свое видение в цветах и атрибутах, более присущих барокко, в сравнении с европейскими художниками, которые работали в стиле рококо.

Произведения русских живописцев просто переполнены красочными образами, лицами, наполненными жизнью, румяными и розовощекими барынями.

Классицизм и Серебряный век

Постепенно происходит отход в сторону камерности. В конце восемнадцатого века уже сложно различить западноевропейский и русский портрет. Жанр в изобразительном искусстве выходит на мировую арену. Только теперь нет ярких и пышных барочных форм. Идет переход через рококо к неоклассицизму и предромантике. Появляются сентиментальные и легкие нотки. Главной чертой этого периода был историзм. То есть тон задавался парадными портретами императорской семьи.

Данная эпоха отражена в работах Щукина, Рокотова, Боровиковского и Левицкого.

Далее наступает период романтизма. Здесь наиболее известными художниками являются Брюллов, Варнек, Тропинин и Кипренский.

Позже приходит реализм, который присущ полотнам Репина, Сурикова и Серова.

Малевич. Автопортрет

Серебряный век русской живописи подарил миру таких мастеров, как Малевич, Врубель, Малютин, Сомов, Кончаловский и другие.

Советский портрет

Портрет в современном искусстве определяется не идеологией, как было в советское время, а финансовой стороной вопроса.

Но между картинами Малевича и нашим временем есть целая эпоха Советского Союза.

Здесь развиваются идеи первой волны авангардизма, московская и ленинградская школы, «Строители Братска». Основополагающей чертой был социалистический реализм.

Топ-10 самых известных художников-портретистов

Другие художники портретисты

Александр Андреевич Иванов
Алексей Гаврилович Венецианов
Альбрехт Дюрер
Альфонс Муха
Альфред Сислей
Амедео Модильяни
Анри де Тулуз-Лотрек
Анри Матисс
Анри Руссо
Антонис Ван Дейк
Антропов Алексей Петрович
Аргунов Иван Петрович
Архип Иванович Куинджи
Бенджамин Уэст
Борис Михайлович Кустодиев
Боровиковский Владимир Лукич
Валентин Серов
Василий Васильевич Верещагин
Василий Григорьевич Перов
Василий Дмитриевич Поленов

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: