Афинская школа Рафаэля Санти - описание картины, филосовы изображенные ней
Содержание статьи:Рафаэль Санти – художник, график, архитектор эпохи Ренессанса. Считается одним из выдающихся представителей умбрийской школы.
Свою фреску «Афинская школа» великий Рафаэль Санти написал в период с 1509 по 1511 года. Его из Флоренции в Рим пригласил папа Юлий II для оформления парадных залов Папского дворца. Рафаэль оформил в дворце три зала. Станцу делла Сеньятура украшает его шедевр «Афинская школа». Написана картина очень легко, воздушно, несмотря на то что на ней изображено более пятидесяти персонажей, нет ощущения толпы или сдавленности, настолько все пропорционально, настолько все гармонично на ней расположено.
Все фрески в этом зале объединены одной темой – духовная деятельность человека. В эпоху Ренессанса развивается классический гуманизм. Основой своей идеей он ставит изучение человека и его духовной деятельности. В станце четыре фрески воспевающих, как раз-таки ее: философия, богословие, правосудие, поэзия. Картина воспевает науку, философию и несмотря на то, что она называется «Афинская школа», на ней изображены не только афинские научные светила. Скорее название картины, которое она получила уже намного позже своего создания, показывают тенденцию обращения эпохи Высокого Ренессанса к античной культуре и к науке в целом, которые были забыты в средневековье. Помещение школы изображено не в древнегреческом, а в древнеримском стиле. Во время работы Рафаэля над станцами в Ватикане шли большие строительные работы, при которых были обнаружены древние сооружения. Вдохновленный ими художник изобразил монументальное здание с пышной отделкой, и строгой симметрией. В центре картины аркада, которая акцентирует внимание на двух философах – Платоне и Архимеде. Считается, что ступени лестницы символизируют этапы познания.
Список философов и других персонажей
- 1. Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
- 2. Пифагор
- 3. Диоген Синопский
- 4. Микеланджело в образе Гераклита
- 5. Автопортрет
- 6. Эпикур
- 7. Александр Македонский
- 8. Сократ
- 9. Евклид
Философы изображены не только из разных стран, но жили в разное время. Получается, что изображено идеальное общество античных мыслителей. Все действующие лица разбиты на группы, все люди изображены в действии. Центром картины являются, как уже писалось выше, Платон и Аристотель. Платон изображен с поднятой вверх рукой, что указывает на идеалистическое направление его мысли. Аристотель вдоль земли, ладонью вниз – ведь он основатель материализма. В образе Платона нам предстает Леонардо да Винчи, с которым Рафаэль был хорошо знаком.
Описание и фрагменты
Слева от Платона изображен его учитель Сократ, тоже идеалист. Сократ говорил о том, что не нужно познавать природу, нужно познавать человеческую натуру. Для него духовная сущность всего была важнее материального. Философ считал, что истину можно найти в споре или беседе. Поэтому он ходил по площадям и был всегда рад пообщаться с любым желающим. На картине он что-то рассказывает и объясняет – загибает пальцы. Его внимательно слушают окружившие люди. В том числе, ученик Аристотеля Александр Македонский.
Внизу слева сидит Пифагор он пишет свой труд и за ним подглядывают и переписывают. Рядом арабский ученый, переводчик Аристотеля Аверроэс. Чуть дальше трудится над своей работой Эпикур, его Рафаэль изобразил в венке из виноградных листьев. Ведь он утверждал, что от жизни нужно получать удовольствие, наслаждаться каждым днем.
Внизу, в центре облокотившись на куб, в образе Гераклита перед нами предстает свободолюбивый и дерзкий Микеланджело. А как мы помним, Гераклит считал огонь первоэлементом мироздания. Философ нарисован той же манерой, в которой писал и сам Микеланджело. Развалившись на ступенях отстраненно о чем-то, размышляет поклонник аскетизма – Диоген. Справа мы видим Эвклида – математик, живший в Александрии, первым написал труд по Стереометрии, Планиметрии и теории чисел, так же ему приписывают два музыкальных труда. Эвклид очень похож на архитектора Браманте. Архитектор трудился в Риме одновременно с Рафаэлем, в его планах было строительство грандиозного собора Святого Петра, к сожалению, он сумел воплотить только малую долю из этого. Вокруг Эвклида собрались его ученики, он что -то чертит циркулем на дощечке, они наблюдают за ним и на их лицах видно, что идет осмысление полученных знаний.
В правом углу спиной к нам стоит Птолемей, он держит в руках земной шар, рядом астроном Зороастр, у него в руках небесный глобус. И только один человек смотрит с картины на зрителя — это сам Рафаэль. Художник не принимает участия в спорах и беседах, возможно, потому что не относит себя к таким великим мыслителем.
Многих из изображенных можно идентифицировать, среди толпы стоит Гипатия – женщина – ученый из Александрии, в ее образе перед нами предстает возлюбленная художника. Основоположник стоической школы – Зенон Китийский. Не все фигуры можно опознать, они остаются безымянными и в то же время символичными. Справа изображен писарь. Написав его художник возможно хотел сказать, что все эти люди не были такими великими если бы не было такого безымянного человека, который когда-то записал их мысли. Слева в помещение врывается юноша его волосы и одежда тоже развиваются на ветру. И он несет в руках сверток и книгу. Это говорит о том, что он несет новую идею.
«Афинская школа» очень понравилась папе Юлию II еще до завершения работ. И он предложил расписать Рафаэлю еще несколько фресок. Это была очень объемная работа и Рафаэль набирает учеников. Таким образом сам художник рисует только эскизы и контролирует работу, а сами фрески были написаны его учениками.
Фреска Афинская школа считается величайшей не только в творчестве Рафаэля, но всей эпохи Высокого Ренессанса. Художник на тот момент в юношеском возрасте – ему было 25 лет.