Опиcание картины Бриг Меркурий атакованный двумя турецкими кораблями
Картина Ивана Айвазовского «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями» была написана за девять лет до смерти великого русского художника-баталиста и мариниста. Во время написания этого полотна, Айвазовский обращается к изображению эпизода отечественной истории. В далеком 1829 году, в ходе одной из многочисленных русско-турецких войн, во время патруля пролива Босфор русский бриг "Меркурий" оказался вынужден вступить в бой с нервными противниками - большими и быстроходными кораблями турецкой эскадры. Несмотря на то, что силы были неравные, российский корабль одержал победу. На картине не изображено ни единой живой души. Мы не видим ни моряков, ни их командиров, но, тем не менее, картина Айвазовского не оставляет художественного зрителя равнодушным к происходящему.
Когда предметом картин Ивана Айвазовского становится батальная сцена, с полотна исчезает мягкость. Даже изображая бури и крушения кораблей, художник тонко и подробно вырисовывает морскую гладь, не жалея сил и времени на оттенки и переливы, отражения и искры воды. Обычно, главный герой картин Ивана Айвазовского — это море в самых ярких и свободных его проявлениях: бури, шторма.
На картине «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями» море — это поле сражения, а не объект восхищения и любования. Вода изображена достаточно (именно для кисти Айвазовского) однотонно, словно это не взволнованное кораблями море, а лёд. Главными героями картины на этот раз становятся три корабля, а не морские просторы. Морская гладь кажется чем-то жестким и суровым, а не необъятной стихией.
Эстетика картины приближена уже не к романтизму, а к реализму — нет буйства природы и необычных оттенков, которые присущи некоторым более ранним работам художника. На полотне, наоборот, преобладают четкие линии, детальное изображение кораблей и даже холодность подачи происходящего. Иван Айвазовский подает происходящее правдиво, не приукрашивая события. Размеры кораблей реальны, художник не играет с чувством гордости художественного зрителя. Полотно изображает неравный бой таким, каким он был в реальности — маленький корабль против сильнейших противников. Иван Айвазовский интересно работает с эмоцией зрителя. Он не заставляет его чувствовать что-то определенное (гордость, жалость, стыд), а в реалистичной манере изображает события, предлагая зрителю рассуждать самому.