Меню

Айвазовский Иван Константинович

Айвазовский Иван Константинович

Будущий, невероятно дорогой и значимый художник, еще не Иван, а Ованес родился в Феодосии в бедной семье, такой бедной, что его старшего брата отдали на воспитание богатому купцу. Страх, что из-за нищеты его тоже отдадут неизвестным людям, заставлял мальчика отчаянно искать способ заработать.

Он играл для прохожих на скрипке, бегал с поручениями. И вот однажды, когда Ованеса обидел владелец фруктовой лавки, бродячий татарский певец Хайдар, утешая мальчика, предрек ему: “ Богатством и славой любая твоя беда обернется.”

Тогда никто предположить не мог насколько точным окажется это пророчество. Родители мечтали, что ребенок станет музыкантом и купили ему на последние деньги старую скрипку. Но всякий раз, когда мальчик испытывал сильные эмоции его тянуло рисовать.

Ни красок ни карандашей не было и он рисовал на скалах или белых стенах домов. Однажды Ованеса поймали за этим занятием и доложили градоначальнику Феодосии — Александру Ивановичу Казначееву, который и взял мальчика в свою семью.

Его в семье градоначальника очень любили и называли Ванечкой. Когда Казначеев переехал в Симферополь, Иван пошел в гимназию, где познакомился со многими друзьями семьи высокого чиновника. Немецкий колонист, художник Иоганн Гросс, дал талантливому юноше рекомендацию в академию художеств, куда его приняли без оплаты на государственный счет.

Памятник Айвазовскому г. Феодосия

Памятник Айвазовскому г. Феодосия

Уже через два года Иван получил серебряную медаль за свои первые академические пейзажи и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Тоннеру, который открывал свою выставку. Случайно пейзажи Айвазовского не оказались не в далике от пейзажей Тоннера. И публике и самому французу стало понятно, что его работы проигрывают работам его ученика. Восемнадцатилетний Иван лежал с лихорадкой в лазарете, представляя как его по требованию ревнивого француза лишают степендии и исключают из академии.

Тоннеру был в бешенстве, даже пожаловался императору, о там что на его выставке представили пейзажи его ученика. У Айвазовского появились заступники, из числа профессоров академии художеств. Которые намекнули Николаю I, что следует гордиться тем, что его собственные подданные талантливее зарубежных. Император заинтересовался работами живописца. Начался невероятный ажиотажный спрос на его работы, а сам Иван за государственный счет отправился учиться в Европу.

Айвазовский любил работать на натуре с утра, когда солнечный свет еще белый и не окршен. К обеду свет становится желтым, к вечеру розовеет, а на закате уже сиреневый. Он, как и все пезайжисты, сначала писал небольшие итюды, а потом дорабатывал их в своей мастерской. Но родилось много баек, что он писал не с натуры, а по рисункам, играл воображением. Но на деле Иван обладал феноменальной памятью, позволяющей в точности воссоздавать самые мимолетные состояния природы.

Мольберт Айвазовского

Мольберт Айвазовского

Картины мастера приобрели небывалую популярность, когда он еще не был Айвазовским. Его предки Гайвазяны, какое-то время жили во Львове и стали именовать себя на польский манер — Гайвазовски. Отколоть от своей фамилии первую букву и начать новую жизнь художнику помог “Хаос” — картина едва не погубившая Ивана Константиновича.

Случилось это когда Иван разыскал в италии своего брата Саргиса. Саргис стал монахом Габриелем в монастыре на Острове святого Лазаря. В детстве братья были невероятно привязаны друг к другу, разлука стала для каждого драмой и вот они вновь обрели друг друга. Иван потрясенный встречей решил написать полотно, где свет побеждает тьму. Картина “Хаос сотворение мира” привлекла внимание Ватикана. Кардиналы обвинили мастера в изображении демонов, не только репутация, но и судьба художника висели на волоске. Но Папа Римский пожелал лично увидеть “Хаос”. Картину привезли в папский дворец и Папа решил приобрести ее, но Иван сделал замечательный маркетинговый ход, он подарил ее Папе, и именно эту картину художник подписал фамилией под которой он войдет в историю — Айвазовский.

Между тем, как было предсказано, беда вновь оборачивалась богатством и славой. Будучи живописцем главного морского штаба Российской империи и мужественным человеком, Айвазовский побывал на кавказской, крымской и русско-турецкой войнах. Он рвался на передовую, чтобы увидеть происходящее своими глазами, а его берегли и отправляли в тыл. В век когда ни кино ни фотографии еще не получили распространение, Айвазовский словно чувствовал долг сохранить для потомков достоверные документы эпохи полные событий и исторических поворотов. Его картины свидетельства сражений. Но конечно его главным и бессмертным шедевром стал “Девятый вал” .

Иван Константинович написал картину еще под впечатлением увиденного во время шторма в Бескайском заливе. Он тогда рискуя жизнью вышел на палубу стремясь запомнить мельчайшие детали и нюансы света. Айвазовскому удалось не только правдоподобно изобразить, но и передать ощущения. Солнце сияло так, что хотелось зажмуриться, вот ветра съежиться, от волны отпрянуть от испуга.

Художественный гений Айвазовского возвел его, мальчика родившегося в бедной семье, в ранг человека, ставшего приближенным к самому императору. Летом 1851 года Николай I плыл со свитой на пароходе “Владимир” в Севастополь, Айвазовский сопровождал императора. Стоя на кожухе одного пароходного колеса, царь кричал Айвазовскому стоявшему на другом колесе:”Айвазовский! Я — царь земли, а ты — царь моря!”. Другой мог возгордиться этим, но не Иван Константинович.

Айвазовский использовал уникальный набор приемов, который до сих пор никем не повторены. Он освещал небо многочисленными быстрыми прикосновениями, море же мог писать в несколько заходов, умел положить краски послойно, что создавало бездонность и многообразие оттенков, цветовых и световых.

В 1864 году художнику за государственные заслуги и достижения в искусстве, императором Александром II было пожаловано потомственное дворянство. Документы подтверждающие этот факт бережно хранятся в Третьяковской галерее. Так мальчик из бедной армянской семьи стал потомственным русским дворянином.Также он превратился в одного из самых крупных землевладельцев южной России, вкладывая деньги от продажи квартир в покупку новых земель. Так как у Ивана Константиновича не было сыновей, а лишь дочери и внука, желая сохранить род с фамилией Айвазовский, он усыновил своего внука Александра, и в письме просил Николая II дать Александру его фамилию вместе с гербом и достоинствами дворянского рода, но ответа на письмо он так и не дождался.

Посмертная маска и слепок руки Айвазовского

Посмертная маска и слепок руки Айвазовского

19 апреля 1900 года Иван Константинович Айвазовский последний раз встал к мольберту. Художник проработал над картиной около трех часов, хотел завершить ее на следующий день, но ночью скончался от удара. Недописанная картина — “Взрыв турецкого корабля греческими повстанцами”. “Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память.”





Картины художника

Описание картины Айвазовского Вид Константинополя при лунном освещении
Вид Константинополя при лунном освещении
Описание картины Айвазовского Восход луны над бухтой Золотой Рог
Восход луны над бухтой Золотой Рог
Описание картины Айвазовского Хаос. Сотворение мира
Хаос. Сотворение мира
Описание картины Айвазовского Восход солнца в Феодосии
Восход солнца в Феодосии
Описание картины Айвазовского Вид Петербурга
Вид Петербурга
Описание картины Айвазовского Вид Леандровой башни в Константинополе
Вид Леандровой башни в Константинополе
Описание картины Айвазовского Вид Константинополя
Вид Константинополя
Описание картины Айвазовского
Утро на море 1849
Описание картины Айвазовского Тонущий корабль
Тонущий корабль
Описание картины Айвазовского Суда на рейде
Суда на рейде
Описание картины Айвазовского
Сошествие Ноя с горы Арарат
Описание картины Айвазовского «Смотр Черноморского флота в 1849 году»
«Смотр Черноморского флота в 1849 году»
Описание картины Айвазовского Синопский бой (Днем)
Синопский бой (Днем)
Описание картины Айвазовского Русская эскадра на севастопольском рейде
Русская эскадра на севастопольском рейде
Описание картины Айвазовского Радуга
Радуга
Описание картины Айвазовского Путешествие Посейдона по морю
Путешествие Посейдона по морю
Описание картины Айвазовского Пушкин на берегу Черного Моря
Пушкин на берегу Черного Моря
Описание картины Айвазовского Переход евреев через Красное море
Переход евреев через Красное море
Описание картины Айвазовского Озеро Маджоре вечером
Озеро Маджоре вечером
Описание картины Айвазовского «Ночь на Чёрном море»
«Ночь на Чёрном море»
Описание картины Айвазовского Ночь. Голубая волна
Ночь. Голубая волна
Описание картины Айвазовского Неаполитанский залив в лунную ночь
Неаполитанский залив в лунную ночь
Описание картины Айвазовского Неаполитанский маяк
Неаполитанский маяк
Описание картины Айвазовского Наполеон на острове Святой Елены
Наполеон на острове Святой Елены
Описание картины Айвазовского Москва зимой. Вид с Воробьёвых гор
Москва зимой. Вид с Воробьёвых гор
Описание картины Айвазовского Лунная ночь в Крыму. Гурзуф.
Лунная ночь в Крыму. Гурзуф.
Описание картины Айвазовского
Лунная ночь на Капри
Описание картины Айвазовского Лунная ночь на Босфоре
Лунная ночь на Босфоре
Описание картины Айвазовского Лунная дорожка
Лунная дорожка
Описание картины Айвазовского Лазоревый грот. Неаполь
Лазоревый грот. Неаполь
Описание картины Айвазовского «Корабль среди бурного моря»
«Корабль среди бурного моря»
Описание картины Айвазовского Черное море
Черное море
Описание картины Айвазовского Буря на море ночью
Буря на море ночью
Описание картины Айвазовского Бурное море ночью
Бурное море ночью
Опиcание картины Бриг Меркурий атакованный двумя турецкими кораблями
«Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями»
Описание картины Айвазовского Бодрящая волна
Бодрящая волна
Описание картины Айвазовского
Американские суда у скалы Гибралтара
Описание картины Айвазовского
Морской пейзаж с обломками корабля под лунным светом
Описание картины Айвазовского Чесменский бой
Чесменский бой
Картина Айвазовского Девятый вал – песнь мужеству человека
Девятый вал